Основные правила реставратора

ВВЕДЕНИЕ


Профессия реставратора тесно связана с изучением технологии реставрационных работ, строительных материалов, средств малой механизации труда, а также внедрением в практику строительства новых прогрессивных технологий и новых отделочных материалов.

Прежде чем приступить к восстановительным работам, реставратор проводит всестороннее исследование объекта, выясняет его первоначальный вид, а также причины и характер разрушений. На основе полученных данных специалист определяет объем и методику предстоящих работ, подбирает необходимые материалы. В ходе реставрации он должен руководствоваться целым рядом правил. Например, следует избегать радикальных, необратимых действий. Это необходимо для того, чтобы в будущем, при более совершенных методах, была возможна новая реставрация. К тому же, реставратор не должен пытаться улучшить изделие или восполнить утраченные части, если он не обладает достаточно достоверной информацией.

Во время работы важно проявлять особое терпение, аккуратность, внимательность, добросовестность.

Основы реставрации

Современная научная реставрация - это целый комплекс мероприятий,

направленных на сохранение и передачу будущим поколениям культурного

наследия.

Проведению реставрационных работ предшествует исследование памятника культуры, его атрибуция, выявление степени сохранности и степени искажения предшествующими реставрациями, установление первоначального вида. В результате исследования определяют объем и методы реставрационных работ, разрабатывают методику их выполнения.

Под методом реставрации понимают способ и образ действий реставратора,

под методикой - последовательность и приемы выполнения отдельных операций.

В настоящее время существуют два основных метода реставрации памятников истории и культуры: консервация и реконструкция.

Консервация - совокупность научно обоснованных мер, направленных на

приостановление процесса разрушения памятника, укрепление и поддержание памятника в дошедшем до нашего времени виде. В отношении предметов декоративно-прикладного искусства из дерева такими мерами являются очистка предмета от загрязнений, дезинфекция, общее и местное укрепление предмета (шиповых соединений, отставшей облицовки, декоративных элементов и т.д.); защита от дальнейшего воздействия внешней среды.

Основные правила реставратора

1. Сохранять максимум старых, подлинных элементов в изделии. Необходимо стремиться сохранить и использовать все части мебели, которые еще могут служить (древесину, облицовку, настилочные материалы и др.), и вводить как можно меньше новых элементов. Так, не следует заменять массивную древесину, если только она не слишком поражена червоточиной. 2. Избегать радикальных, необратимых действий. Принцип обратимости - главный в реставрации. Все действия, которые производит реставратор, должны иметь обратимый характер (консервация, ремонт, восполнение утрат), чтобы в будущем при более совершенных методах, в случае необходимости, могла быть возможной новая реставрация. Не допускается применять недостаточно проверенные новые (в особенности синтетические) материалы и технологии, которые наносят или могут нанести в дальнейшем непоправимый вред реставрируемому изделию. Имеются в виду необратимые пропитки, применяемые для обработки древесины, поврежденной червоточиной, клеи, растворители, отделочные материалы и др. Не следует без особой необходимости разбирать изделие для ремонта отдельных его частей, особенно облицованную мебель. 3. Уважать естественное старение, "патину времени". Если о принадлежности реставрируемого предмета тому или иному историческому периоду мы судим по форме изделия, характеру декора, особенностям конструкции и применяемым материалам, то о том, что это подлинная вещь, а не подделка, нам говорят состояние древесины, металлических деталей, позолоты и др., наличие неизбежного налета - патины, которую оставляет время.4. Не устранять следы реставрации, сделанной в старину. Бережноеотношение к предметам как историческому памятнику должно удерживать реставратора от исправления во что бы то ни стало того, что было сделано при ремонте предмета в старину. Иногда поступающий на реставрацию предмет кажется модифицированным, реставраторам хочется восстановить его первоначальный вид: реконструировать то, что было отнято, или убрать то, что кажется добавленным. Однако если и были трансформации в форме изделия или его декоре, то они порой так же старинны, как и предмет. В старину предметы декоративно-прикладного искусства нередко переделывали. Эти переделки свидетельствуют об изменении вкусов и требований к предметам в разные исторические периоды. Восполнение утрат производить только при наличии достаточно достоверной информации. Когда часть конструкции или декоративных элементов изделия утрачена, возникает проблема ее восстановления. Сохранившиеся идентичные или симметричные элементы используют в качестве модели и дублируют. Если исчезнувший элемент является уникальным и аналогов такого изделия нет, его воссоздание требует особого внимания и осторожности. Если речь идет о существенной части изделия, влияющей на ее конструкцию и внешний вид (верхняя часть спинки стула, например), реконструкция необходима. В этом случае в качестве аналогов используют другие изделия, идентичные по времени и стилю исполнения, а также чертежи, рисунки, фотографии и другой иллюстративный материал.5. Не стараться сделать реставрацию незаметной. Многие хорошиереставраторы считают делом чести скрыть реставрацию, сделать ее незаметной, полагая, что реставрированный предмет теряет свою ценность. Они иногда проделывают дополнительную дорогостоящую и бесполезную работу, стараясь замаскировать реставрацию: имитируют червоточину, трещинки на шпоне, загрязнения или потертости на позолоте и отделочном покрытии, подделывая новые элементы под старые. Не следует, конечно, по отношению к мебели применять принципы реставрации археологических памятников, согласно которым реставрированные (новые) части должны быть вполне отчетливо выявлены. В предметах они должны как бы растворяться в оставшихся частях. Нужно добиваться того, чтобы реставрация не была шокирующей, очень бросающейся в глаза, она должна быть незаметной издали, оставляя изделие цельным и гармоничным.6. Не пытаться улучшить изделие. Реставрацию иногда отождествляют с ремонтом, при котором преследуется цель восстановить главным образом утилитарную функцию мебели и допускается своевольное обращение с ней. Музейная мебель не подвергается искажениям, но мебель из частных собраний, иногда под влиянием заказчика, нередко переделывают, трансформируют, чтобы сделать ее более гармоничной, более практичной или привлекательной.7. Не принимать поспешных, необдуманных решений. Прежде чем начать реставрацию, необходимо тщательно продумать весь процесс и составить план работы, определить методы и приемы выполнения каждого этапа. Если возникают сомнения или не хватает опыта для решения какой-либо задачи, необходимо консультироваться у опытных мастеров, музейных работников, искусствоведов.Именно сохранение подлинности реставрируемого объекта, его исторической ценности как документа своей эпохи (которая со временем только возрастает) является основной задачей реставрации. 2. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Сундук (тюркское сандык) — контейнер для хранения предметов обихода, драгоценностей и других ценных вещей. Использовался в самых разных культурах, начиная с древних времён. В настоящее время распространён мало, сундуки в основном можно встретить только в музеях. Кочевая культура тюркских племён выработала идеальные формы для перевозки и хранения предметов быта. При кочёвке использовались лёгкие ёмкости из войлока, кожи, ткани, дерева. Например, казахи широко применяли сандык изготовленные из дерева, нередко украшенные чеканкой по металлу. Отличием сандыка (сундука) от шабаданов (чемоданов) было то, что шабадан (чемодан) изготавливался из мягких материалов типа кожи и ткани, а сундук/сандык — изготавливался чаще всего из дерева, отделывался декоративными металлическими деталями. Для предотвращения кражи хранившихся в нём ценностей имел запорные устройства: в дорогих сундуках в виде встроенного замка или секретного механизма предотвращающего отпирание, а в дешёвых в виде навесного замка. В период раннего Средневековья — являлся часто основным и универсальным предметом мебели. Исполнять мог роль стола, стула, кровати и, конечно, — непосредственно хранилища одежды, предметов домашнего обихода, ценностей. Сундук является предшественником и прообразом шкафа, поставленный вертикально, стал иметь две дверцы, ящики. Благодаря консервативной и практичной народной культуре сохранились до наших дней типы сундуков древних архаичных конструкций.

Краткое описание сундука

Сундук состоит из крышки и комбината.

Крышка включает в себя две боковые и серединную основы, соединенные между собой двумя боковыми рейками (обвесы) и верха, состоящего из трапецивидных реек.

Комбинат состоит из четырех щитов, соединенных между собой шкантами, клеем и крепежными болтами.

Поверх готового изделия производится крепление металлической фурнитуры.


6734255598340953.html
6734338995007501.html
    PR.RU™